В первых двух залах

Выставка произведений из фондов БГХМ им. М.В. Нестерова «Шедевры башкирской пейзажной живописи»:

Настоящая выставка представляет произведения из коллекции Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. Проект, в котором участвуют семьдесят пять авторов, включает лишь незначительную часть музейного собрания. Тем не менее, экспозиция скомпонована таким образом, чтобы представить зрителю те произведения, которые отражают основные тенденции и направления пейзажной живописи Башкортостана в различные периоды ее развития.

Глубина содержания и благородство колористического звучания отличают  произведения основоположника этого жанра в башкирском изобразительном искусстве, старейшего мастера А.Э. Тюлькина, развивающего традиции реалистической русской школы. Он задал ту планку высокой духовности и живописной культуры, которая нашла воплощение в полотнах мастеров последующих поколений.

Ярчайшая страница истории башкирской пейзажной живописи — творчество ведущих его мастеров 1960 — 1980-х годов, утвердивших понятие «башкирская школа живописи» — Б.Ф. Домашникова, А.Д. Бурзянцева, П.П. Салмасова, В.А. Позднова, В.П. Салмасова. В экспозиции их эпические, лирические и романтические композиции с широким философским, картинным звучанием, яркой колористической выразительностью и индивидуальностью творческой манеры.

Во все годы и времена пейзажный жанр был востребован в творчестве башкирских художников, и, по сложившейся традиции, главным его содержанием стали образы уральской природы. В пейзажах они сумели передать ее многоликую красоту, выразить свои размышления о вечном, о гармонии жизни природы и человека. Это свойственно большинству представленных произведений, в том числе и полотнам живописцев конца XX — начала XXI веков, занимающим значительную часть экспозиции. Вместе с тем, работы последних отличают подчеркнутое многообразие живописных и композиционных приемов, базирующихся, как на реалистических началах, так и на использовании элементов посмодернистских направлений, позволяющих создателям передать свое мировосприятие в стилизованной или символистической форме. Многие произведения отличает самоценность живописи, способной вызвать в зрителе ответные эстетические чувства.

Подобный проект осуществлен в первые, он дает широкую возможность каждому, прикоснувшемуся к этому поэтическому миру, испытать чувства открытия и соприкосновения с ним.

 

В третьем зале (красном)
Персональная выставка произведений Народного художника РБ,
Заслуженного художника РФ Федора Александровича Кащеева к 80-летию мастера (из фондов БГХМ им. М.В. Нестерова):
01

Выставка произведений Ф.А. Кащеева посвящена 80-летнему юбилею художника.

В Башкирском государственном музее им. Нестерова собрана замечательная коллекция полотен этого мастера, многие из которых стали классикой башкирского изобразительного искусства. Часть их представлена сегодня в Уфимской художественной галерее.

Экспонирующиеся произведения отражают основные направления творческой деятельности живописца, одинаково талантливо создающего жанровые полотна, портреты, натюрморты.

В 1955 году Федор Александрович успешно закончил художественно отделение Башкирского-театрально-художественногоучилища. Его учителем был талантливый педагог Я.С. Хаст, окончивший Парижскую академию художеств.  Он вдохновлял студентов на творчество, давал им основы рисунка и живописи.

Богатую выставочную биографию мастера открыл написанный в 1957 году «Портрет матери», экспонировавшийся в 1958 году на всесоюзной выставке. Работу отметил А.Э. Тюлькин — советчик, духовный наставник Кощеева. Он вызвал у молодого художника интерес к темперной живописи, к которой затем Федор Александрович часто обращался.

Портрет стал одним из главных направлений деятельности живописца. Он пишет тех людей, которых хорошо знает и понимает — своих земляков, уроженцев Аскинского района, людей труда, героев Великой Отечественной войны, детей. В каждой работе звучит уважение автора к людям, сохраняющим добродетельность, сердечность, благородство. Полотнам свойственны мастерство рисунка, композиции, живописи.

Грани жизни простых людей воплощает Кащеев в картинах, посвященных жизни башкирского народа — «Семья» 1969, «Башкирский мед» 1977.

Художник находится в числе основоположников жанровой живописи республики, среди тех мастеров, кто формировал самобытные черты «башкирской школы», органично впитавшей русскую традицию, эстетику и дух башкирского искусства, поэзию и жизнеутверждение. Просветленный, гуманистический характер искусства мастера находит воплощение в серии его детских портретов, натюрмортов. Глубокое философско-нравственное звучание обретает «Автопортрет» художника 2009 года, утверждающий его неизменный интерес к жизни, искусству.