Проект «Мифы и легенды народов мира» организуется при поддержке субсидии некоммерческим организациям на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества в рамках Национального проекта «Культура».
Организаторами выставки являются Министерство культуры Республики Башкортостан, Региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан, Уфимская художественная галерея.
Партнером проекта выступила Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица.
Основными задачами проекта является популяризация и дальнейшее развитие техники горячей эмали в общероссийском культурном пространстве, развитие «уфимской школы» эмальерного искусства, а также популяризация Республики Башкортостан – столицы VI Всемирной Фольклориады, как многонационального региона с богатым историческим, культурным и духовным наследием
народов и самобытными традициями изобразительного искусства.
В экспозиции выставки представлены произведения ведущих художников-эмальеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Омска, Петрозаводска, Суздаля, Калуги, Ярославля, Ростова-на-Дону, Владикавказа, Геленджика, отражающие в мифопоэтическом ключе темы праздников, мифов, сказок, преданий, легенд и их главных символов; верования народов и их представления о бытие и
вечности, о добре и зле, о мире людей и животных.

Выставка продлится до 20 октября 2019 года.

Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки. Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки.
Разные виды и цвета эмали требуют разную температуру обжига. После обжига порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой в зависимости от типа эмали: прозрачный или так называемый «глухой» – цветной непрозрачный слой эмали. Во время обжига эмалевый слой подвергается усадке, будучи насыпан до обжига по верхний край перегородки, он «опускается», становится ниже перегородки. Поэтому для полного заполнения ячейки требуется неоднократный обжиг и пополнение обжигаемой эмали в ячейке. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа может подвергаться от пяти до ста обжигов. Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может лишь, основываясь на собственном творческом опыте и интуиции, регулировать время и температуру
обжига. Именно этим и обуславливается уникальность каждого произведения из эмали. В последние десятилетия XX века техника горячей эмали вышла за рамки традиционного круга своего применения. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки, как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений, как декоративных,
так и сложно-живописных.

Существуют следующие виды эмалей:
Технические эмали для бытовых изделий (например, посуда).
Ювелирная эмаль – легкоплавкое прозрачное или глухое стекло, которое наносят на медь, серебро, золото, реже на алюминий при температуре 500-800 °C.

Выемчатая эмаль – на пластине-основе гравируются, чеканятся или выпиливаются углубления, которые потом заполняют эмалью разных цветов. В производстве бижутерии используются штампованные заготовки или заготовки, полученные посредством литья.

Перегородчатая эмаль – трудоемкая и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для ее создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические
полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров.
Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.

После этого произведение шлифуется и тщательно полируется, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное
изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.

Витражная или оконная эмаль – разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Свое название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как насквозь просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнездах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла.

В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркас), полученный путем выпиливания его в металле или путем монтирования и пайки из скрученной
проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью. В производстве
витражной эмали обжиг изделия производится каждый раз после нанесения очередного слоя эмали.

Художественная эмаль имеет много общего с живописью. На пластину-основу наносится защитный слой эмали, по которому производится роспись жаропрочными красками. Защитным
слоем служит бесцветная прозрачная эмаль, образующая блестящее покрытие на металле после обжига.

Сеяная эмаль выполняется поочередным распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет. Каждый слой закрепляется клеем.

Первое упоминание о русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в

Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена в Московии все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке старинное название «финифть» сменилось на
новый термин «эмаль».

В России развитие эмальерного дела относится к XVI—XVII векам, а расцвет его как искусства связан с Сольвычегодской («усольской») расписной эмалью. С XVIII века это ремесло получило развитие в Ростове Великом (ростовская финифть), где изготовлялись иконы и
другие изделия в технике эмали уже на основе эмалевых красок из отечественных материалов, разработанных М.В. Ломоносовым. В Императорской Академии художеств был учрежден
специализированный эмальерный класс.

На рубеже XIX – XX веков изделия из серебра и эмали стали изготовлять знаменитые ювелирные фирмы Карла Фаберже, И.П. Хлебникова, П.А. Овчинникова.

Исторические события 1917 года в России привели к спаду в эмальерном искусстве.

Впоследствии центром возрождения эмали стал Ростов Великий, где до сих пор работает школа художников и фабрика по изготовлению различных украшений из финифти и создаются сюжетные
миниатюры.

В 1992 году в Ярославле открылся «Эмалис» – музей и школа эмальерного искусства.

С деятельностью «Эмалиса» связано становление и развитие современной «ярославской школы» по работе с горячей эмалью. На счету «Эмалиса» организация всероссийских и международных
симпозиумов и вставок эмальерного искусства.

Ведущим российским центром по обучению эмальерному искусству является Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.

На базе академии проводится международная биеннале искусства горячей эмали «Золотая нить – дорога творчества».