«…Наперекор изменчивой молве

Художники прославили в веках

Не девушку с венком на голове,

А женщину с младенцем на руках…»

(Л. Татьяничева)

С 30-го апреля по 18 мая в Уфимской художественной галерее пройдёт выставка живописи уфимской художницы Веры Фроловой «Белая нить». Событие приурочено ее юбилейной дате –  30 лет со дня рождения.

Стремительно ворвавшись в мир искусства, Вера Фролова каждой своей новой работой выражает значительный творческий прогресс, а проводимые её выставки всегда сопровождаются большим стечением, как знатоков искусства, так и простого народа, впечатленных просмотром предельно искренних работ. «Белая нить» – восьмая персональная выставка художницы, на которой представлено 27 картин маслом, большинство из которых ранее не экспонировались. Традиционно для живописца тематический центр экспозиции составили произведения на детскую тематику и тему материнства.

Личность и творчество Веры Александровны восхищают и чаруют. Она отличается завидной творческой  активностью. Ее живопись – это и внутренний мир художницы, и преломленные через призму собственного видения культура Башкортостана, тема хранительницы домашнего очага и философия жизни.

С первых своих шагов в искусстве, Вера заявила о себе столь оригинальными и совершенными работами, что можно говорить об особом даре. Ее с самого начала поддержали корифеи башкирской школы – выдающийся примитивист Михаил Назаров, мастер стилизации Ренат Валиуллин и представитель реализма Риф Абдуллин.

Изучение культуры, традиций и обычаев многонациональной республики, стремление к совершенству – те составляющие, которые присутствуют в ее живописных сериях. Картины наполнены национальным колоритом; искренность и самобытность  – это воздух, которым дышат ее произведения. Они задушевно и неторопливо вводят зрителя в особый мир. В качестве основных направляющих служат образ башкирской деревни и неповторимая природа Урала.   

Произведениям Веры Фроловой присущи, помимо оригинальности построения композиции, тонкая эмоциональность и глубокое восхищение глубинами национальной мудрости. Именно эти качества предопределили технические пристрастия художницы. Виртуозно владея различными приемами живописного мастерства, Вера работает, в основном, в технике масляной живописи на холсте. Каждое ее произведение – это пастозно выполненное полотно, наполненное многоцветьем, не перегруженное многофигурностью, обогащённое флером эпичности.

Трогательные, чистые и добрые картины молодого мастера, словно в волшебном сне, возвращают нас в детство, когда мир казался удивительным и необъятным. Детство – пора, когда, по словам поэта М.Кузмина, «трава была зеленее, солнце казалось ярче сквозь тюлевый полог кровати».

Её искусство заставляет нас взглянуть на жизнь широко распахнутыми глазами ребёнка, учит радоваться мелочам и верить в лучшее. Работы, представленные в экспозиции, тому подтверждение. Сoчетaя в своих кaртинaх эстетику классического искусствa,  импрессионизма и симвoлизмa, aвтoр сoздaет свoй oсoбый мир, свoю вoлшебную пaрaллельную реaльнoсть.  Этo мир  света, теплоты и благодати, мир любви и гaрмoнии,  где нет ничегo невoзмoжнoгo.

Женщины на фоне природы,  в цветах, подсолнухах – олицетворение многоцветной жизни – носительницы сокровенных мыслей. Внимание посетителей несомненно привлечет философское полотно «Свет свечи». Скорее всего, картина вызовет ощущение светлой умиротворенности, но каждый может истолковать ее по-своему. В христианской традиции, свеча – божественный свет, сияющий в мире, свидетельство причастности человека к Божественному. Чистота воска означает чистоту человека, пластичность – способность слушать волю Бога. Три совмещённые свечи на заднем плане полотна – Святая Троица, триединство мира. Свеча, здесь, символизирует свет во тьме, озарение, живительную силу и надежду.

Пленэрная живопись, любовь к родной природе, умение подметить в самом обыденном и простом – необыкновенное, удивительное и красивое – всё это мы видим в работах Веры. Её пейзажи просты и пленительны, неброски, и, в то же время, полны красок. Кисть художницы реалистична, она унаследовала школу таких мэтров русской классической пленэрной живописи, как Саврасова и Левитана. Знатоки живописи не откажут её работам в яркости и экспрессии, увидев в этом традиции русских импрессионистов – Коровина, Васнецова. Кто-то может сказать и о влиянии советской реалистической школы Аркадия Пластова, Сергея Герасимова. В живописном мире Веры Фроловой, сквозь призму традиций, ложится на холст очень личное, авторское, неповторимое и мастерское видение мира. Работы  объединены не только формальным единством в использовании живописно-пластического языка в духе реалистической живописи, но и общей экзистенциальной заряженностью, единством образной системы людей в природе.

Она работает в разных жанрах: пейзажи, натюрморты, портреты, тематические композиции. Причем пишет не только с натуры, но и воплощает на полотнах собственное представление, рожденное воображением, основанное на фотографиях и на впечатлениях об увиденном.

В картине «Весна» привлекает и общая весенняя тональность, и, особенно, фигура женщины с младенцем, с большой любовью выписанная в правой части работы. Желание написать что-то сказочное, яркое, читается в работе «Уснувшая мелодия»; мы любуемся здесь и общим рисунком пейзажа, и такими привлекательными разного цвета ветвями могучего дерева. Определенная загадочность ощущается в картине «Шихан». Если хорошо присмотреться, возникают неожиданные образы людей в этой композиционно-цветовой структуре, передающей зрителям радость восприятия.

Ряд пейзажей Веры Фроловой, написанных на пленэре, отличается и узнаваемыми чертами изображенных мест, и попыткой выразить радостно-лирическое настроение. Это читается, например, в картине «Ветер», где восприятие художницей пейзажа воображаемое, почти импрессионистическое. В близкой стилистике, с огромной любовью, с особым красочным насыщением написано и произведение «Божий мир», где мы вместе с художницей всматриваемся в отражение линий православной архитектуры в водной глади озера и ощущаем величие небесной выси. Своя привлекательность в пейзаже «Весенний шихан», в оригинальных работах «Смакаевские горы», «Беседка в парке С. Юлаева». Наверняка, многим зрителям захочется побывать в том месте, где рисовалась картина «Свет», с такой удивительно богатой гаммой желтого и синего цвета, и с такой точной передачей благодатного настроения.

Некоторые работы, например «Бурангулово», выполнены в классической стилистике. Привлекает и изображенная перспектива, и определенная гармония планов. В работе «Дорога» классическую композицию как бы обогащают привлекательные цветы, холмики, раскидистые зелёные деревья на первом плане. В традициях реализма, написан натюрморт «Осенние дары», где так тщательно и с любовью, выписан каждый цветочек, а яблочки внизу композиции, как представляется, вызывают улыбку у зрителей. Вроде бы, в близкой классической стилистике написан «Автопортрет», но в нем очень много привлекательных субъективных авторских тонкостей и в изображении собственной внешности, немного загадочной, и в колористическом насыщении оттенков фона, струящихся локонов волос.

Некоторые натюрморты выполнены не со специально организованной для этого натуры, а как некая импровизация. Таков натюрморт 2013 года, где на фоне красных стен расположен стол, покрытый белой скатертью с декоративными узорами. Мы обращаем внимание на сочность, объемность крупно подчеркнутых форм изображаемых предметов. На переднем плане художница подчеркивает свое стремление сделать колористическое изображение более ярким и выпуклым за счет увеличения толщины слоя краски, ее фактурной насыщенности.

Герои портретов Фроловой — открыты, честны и непосредственны. Озорные, задумчивые, целеустремлённые — они индивидуально конкретны и, в то же время, несут черты целого поколения. Выразителен «Татай с внучками». Импрессионистичный, написанный легко, во многих местах оставленный в подмалевке, он интересен и постановкой натуры, и живописным решением. В непринужденной живой посадке, бережно обнимающий деток, в лёгком естественном повороте головы, в спокойной осанке — неуловимое движение. Оно позволяет художнику решить фигуру с наибольшей пространственной свободой, придать ей большую выразительность, индивидуальность. Ощущение величавости и приподнятости, которое создается композицией, усиливается и колористически. Лицо деда, и вся его фигура ярко освещены; светлый фон создает впечатление пространства, воздуха и света. Ярко-красная кофта и сине-зелёные брюки, «охристость» обнаженных рук и вспышки алого цвета на лице создают мажорную гамму.

Природа, люди, предметы на полотнах Веры пребывают в таком естестве и гармонии, что хочется вознести эту простоту до величия. Залитые солнцем уголки родной уральской  природы, верно служащие человеку и хранящие тепло его рук предметы, улыбка ребёнка — вот что вечно и непреходяще.

Картины, этюды Фроловой «прочитываются» как страницы жизни. Родилась в Башкирии, потому вся страсть была отдана солнцу и цвету. Ей повезло с учителями и наставниками, привившими стремление к содержательности и мысли. Заложенное в душе поэтическое начало, бесповоротно определило её призвание и место в искусстве. Она нашла ту форму выражения, в которой смогла проникновенно рассказать о любимых мотивах, наполнив их общечеловеческим смыслом.  Всё своё творчество Вера Александровна посвящает прекрасному, утверждая его незыблемой основой искусства.

«Ожидание» или «Последняя встреча», или «Белая нить» — во всех этих полотнах мы узнаем Фролову с её приверженностью к деревенским образам, привязанностью к земле, к скромной лиричной уральской природе, с её восхищением перед силами жизни, с её склонностью к монументально-эпической трактовке картины, к символико-аллегорическому строю образов и любовью к живописи многоцветной, тонально-сгармонированной, передающей материальность мира.

Тема материнства. На протяжении многих веков она вдохновляла многих мастеров мирового искусства и будет вечно привлекать к себе художников самых разных творческих индивидуальностей как один из самых интимных, волнующих, лирических мотивов в человеческой жизни. Материнство во все времена было свято и являлось высшей ценностью. В ряде картин и портретов — «Зимние радости», «Моё солнышко», «Весна» — тема получила образное поэтическое воплощение. Психологическая выразительность, сдержанный, но глубокий лиризм этих картин обогатили творчество Фроловой. Посмотрите, как слились воедино мать и дитя в картине «Моё солнышко». Они словно единая скульптура — их не разлучить, не расколоть. Великое счастье быть вместе! Мать, играющая с ребенком – воплощение высшего единения, которое мы видим в картине «Зимние радости».

В каждом из представленных произведений есть ощущение своего  «микрокосмоса», существующего между матерью и ребенком – связи, ближе которой нет ничего на свете. Волны теплоты, милости, радости, внутреннего света, защищенности, материнского трепета исходят от каждого артефакта выставки.

«Материнство» Веры Фроловой – проходит красной нитью через все её нынешнее творчество. Это многочисленные изображения себя со своей дочерью Дианой.

Сейчас, когда за плечами у мастера уже есть творческий опыт, когда художница вступила в пору своей творческой активности, искусство её звучит с особой жизнеутверждающей силой и бодростью. Удивительной молодостью, юностью чувств, приподнятым ликованием полна картина «Музыка гор». Вся она чистая, ясная, звонкая, все в ней свободно, легко. Это поэтическое откровение души.

В ее полотнах много цвета, света и радости, что отражает характер самой Веры – яркого и  оптимистичного человека, который в своих работах хочет подарить нам солнце родного края, аромат цветов, гармонию природы и человека, красоту женщины и непосредственность ребенка – тот необычный, счастливый мир, который создала она сама.        

 

                                                                                                                     Эльвира Попова, искусствовед