22 апреля в Уфимской художественной галерее открылась выставка современного искусства «Вackground».
В залах галереи представили свои произведения два уфимских художника: признанный в Башкирии и далеко за ее пределами график Ринат Миннебаев и фото-художник Николай Марочкин. Выставка объединена одной общей темой, нашедшей точки соприкосновения в мировоззрении и мировосприятии каждого из них. «Background» — в переводе с английского языка означает основа, подложка, основной фон.
– Для меня «background» — это все, на фоне чего мы проявляемся. В данном случае, это – социальные проблемы. – пояснил Ринат Ягфарович, заслуженный художник РБ, заслуженный деятель искусств РТ, член СХ РФ, член международной Академии графики (С-Петербугрг).
Одним из первых в Уфе Ринат Миннебаев начал работать в технике бумаги авторского литья. Лучшие его работы из серии «Геоглифы» в этой технике сейчас экспонируются в Лондоне в галерее «Эрарты».
Не останавливаясь на достигнутом, он движется вперед в поисках новых идей, пробуя себя в различных техниках современного искусства.
– То, что делает Ринат Миннебаев не относится ни к графике, ни к декоративно-прикладному искусству. Это что-то новое и этому предстоит дать определение искусствоведам следующего поколения, – отметила на открытии выставки искусствовед-эксперт, заслуженный деятель искусств РБ Ирина Николаевна Оськина.
Художник представил зрителям совершенно новые работы. Большое внимание на выставке привлекают к себе произведения из серии «Трек» и триптих «Твари», ставшие отражением существующих социальных, классовых неравенств и проблемы экологической угрозы человечеству в целом. «Твари» – это нежизнеспособные организмы, выползшие к нам из глубины веков, но они существуют в наше время и своим присутствием усложняют жизнь современного общества. Рельефное изображение, выполненное в авторской технике с использованием продуктов вторичного сырья, отличается цельной гармоничной композицией и светлой охристо-земляной цветовой гаммой. Преднамеренно увеличенные размеры произведений, использование специальных художественных и технических приемов еще раз подчеркивают основную тему работ художника.
На выставке так же представлены ранее не выставляемые фрагменты из серии «Геоглифы». Макеты градостроения «Проект ON-OFF” с кнопками включения и выключения, которым сейчас поклоняется все современное общество и, проект города с постсоветским пространством «Проект АК-47» – это совершенно новые работы, созданные художником 2014 году.
Член Творческого Союза художников России, фотокорреспондент Агентства ФОТО ИТАР-ТАСС Николай Марочкин представляет в своих работах более оптимистичный «background», вселяющий надежду на выживание и дающий ключ к вопросу «как вылечить человека».
Не смотря на то, что профессионально фотографией Николай Владленович начал заниматься в зрелом возрасте, он видит в этом только положительные момент – приобретенный им жизненный опыт, стал главным составляющим в его творчестве. Фотография для Николая Марочкина – это только инструмент и средство мышления. Развитие ассоциативного мышления ставится выше технических возможностей и это позволяет ему свободно перемещаться в другие сферы печатной графики.
Совмещая современную действительность на фоне прошлой жизни, которая была 100 лет назад, художнику удалось изобразить прошлое и настоящее в одном пространстве. Ведь по космическим меркам 100-лет назад — это секунда или даже одна миллионная секунды, и по ощущениям художника, все события происходят в одно время.
– Это наша жизнь сейчас происходит на «бекграунде» той жизни, которая была 100 лет назад,- рассказывает Николай Владленович.
В своих визуальных высказываниях «История моего деда», «Талон на обед», «Визитная карточка» и др., он использует предметы из прошлой эпохи (трамвайные билеты, талоны на обед, дедовский конспект). Очень трогательна работа «Портмоне дяди Степана». В ней рассказывается история о том, как спустя много лет после смерти дяди в пиджаке мундира был найден старый портмоне. Что же мог хранить дядя Степан, в своем левом кармане, под сердцем? Это фотография его предков-офицеров в форме и фото брата, который тоже служил в армии; фото дочки с подругой, и тот же самый талон на обед; документик о денежных взносах в пользу государства и конечно же молитва «Отче наш», написанная от руки — знак того времени.
На выставке также представлены отпечатки голубого оттенка на акварельной бумаге «Риф», «Оптимист», Мои черниковские друзья» и др., выполненные старым способом монохромной фотографической печати — цианотипия.
Своей выставкой художники обращают нас к самому первозданному, ведь изначально мир был устроен разумно, гармонично и целесообразно. Истоки культуры и ценности народов, историческое прошлое – все остается в нашем подсознании и незримо присутствует в современной жизни.
Эльвира Мамлеева
Comments are closed.