Бесконечно долго можно говорить о том, что необходимо творческому коллективу для долгой и продуктивной совместной деятельности. Разумеется, это творческая совместимость, крепость дружеских отношений и т.д. и т.п. Таких пунктов при богатом словарном запасе можно выдать несколько десятков. Я же убеждена в том, что группа художников может быть популярна лишь в том случае, если каждый ее участник в достаточной мере популярен сам по себе. Яркая индивидуальность и неповторимость каждого, наличие сольных проектов – все это не разделяет, а работает на общее дело, на имидж группы.

Насколько значимо все это в мире художников? Думаю, не менее, чем в сфере шоубизнеса.  Российских художник, вкативший прямо из андерграунда в истеблишмент, озадачился сразу же проблемами, доселе ему не ведомыми. Умение подать себя сейчас трактуется как элементарная вежливость, уважение к своему зрителю, публике. А зритель искушен, изощрен и грамотен. Он хочет узнавать любимого мастера во всем: в манере в стиле живописи, в стиле и манере общения…

Кто-то, не помню, сказал, что мастерски выполненное национальное всегда становится интернациональным. С этим поспорить трудно. На фоне огромного потока насильно американизированной полуабстракции воспевание национального народного искусства смотрится более чем актуально.

«Чингисхановцев» узнают везде. Ну с кем их можно перепутать? Все, что сделано пол маркой ВХ, неизменно ВысокоХудожественно. В кругах, так или иначе приближенных к искусству их знают все.  А под картинами художников группы «Чингисхан» не нужно вешать таблички, их знают у себя на родине и без подписей. Всем известна историяоснования группы (1990), несвоевременные уход ее лидера Наиля Латфуллина (1992). Талантливого живописца, основателя «Чингисхана» помнят и любят даже те, кто не был с ним знаком. А познакомиться с его творчеством в полной мере может любой желающий благодаря существованию Музея современного искусства Республики Башкортостан, носящий его имя (открылся в 2002 г.), где работы Наиля Латфуллина экспонируются постоянно, где всегда рады посетителям, где можно узнать много интересного о группе «Чингисхан» из первых уст – от директора музея Василя Ханнанова.

Художники группы занимают одинаково лидирующие позиции: когда речь идет о советском андеграунде и о современном актуальном искусстве. Их фигуры не просто значимы и заметны, без них невозможно прозондировать культурных фон нашей республики. Уже само наличие художественного объединения-«долгожителя» – факт интересный и говорящий о благоприятной культурной атмосфере.

В разное время в выставках творческого объединения «Чингисхан» принимали участие Ильдар Ахметвалиев,  Ильдар Бикбулатов, Мирас Давлетбаев, Радик Гарифуллин, Наиль Байбурин, Рим Валиахметов.

В настоящее время в творческое объединение входят художники Расих Ахметвалиев, Василь Ханнанов, Ринат Харисов, Рафаэль Муратшин, Мидат Мухаметов.

В этом году «Чингисхану» исполняется 25 лет. В чем секрет их «вечной молодости»? Как удается им одинаково хорошо вписываться в различные миры до- и постперестроечного российского искусства, оставаясь при этом невозмутимо прямоидущими? Да и какое им дело до течения времени? Ведь все прекрасно знают, что в мастерских художников не существует часов и минут, а в подвале у Василя Ханнанова день и ночь сливаются в одно вечное утро…

Екатерина Суворова