Время проведения выставки: с 22.03.2013 по 11.04.2013

Время работы: в будние дни с 11:00 до 19:00, в выходные и праздничные дни с 11:00 до 18:00

В двух выставочных залах Уфимской художественной галереи представлены удивительные, точные по замыслу и тонкие по исполнению акварельные работы разных лет. На их создание художника вдохновили путешествия по собственному сознанию, где автор старался выбирать метафизичные образы. Работая в своей мастерской, расположенной на самом верху 13-тиэтажного здания, он фиксирует сюжеты, словно с высоты полета птицы, придавая своим произведениям «космический масштаб». Немаленькие форматы бумаги в среднем 50х60 см, столь необычные для акварели, позволяют зрителю ощутить большие плоскости, открытие пространства, заглянуть за горизонт и мысленно очутиться в сказочном мире ангелов («Мир неземной»), в центре христианской темы («Врата рая») или в трагических моментах советского времени («Обелиски» из серии «Тоталитаризм»).

В составе экспозиции более 70 работ мастера, большинство которых написаны в 90-е годы. Творчество Василия Николаевича разнообразно по своей жанровой направленности: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетно-тематическая картина.

Легкими, но уверенными мазками, яркой цветовой палитрой и сердцем, наполненным любовью к жизни и к окружающей природе, создает неповторимый «лесиновский мир». Виртуозно исполненные натюрморты («Цветы на черном») полны изящества, изысканности колористического решения. И все-таки визитная карточка Василия Лесина – это философские темы, посвященные репрессиям, а именно его серия «Тоталитаризм», где Сибирь он называет «Черной планетой» и посвящает эту серию памяти миллионов. А в «Соловецком этапе» того же цикла в виде аллегории показывает государственную машину ссылок и гонений.

Широко известны его поэтичные уральские и карельские пейзажи, отличающиеся особой пластикой авторского видения («Лодки» из серии «Карелия», «Урал в снегу»). По поводу построения пейзажного жанра Василий Николаевич высказывается: «Главное, что имеет значение – это композиция. Пейзаж написать – нехитрое дело, а грамотно, профессионально выстроить композицию произведения – не всякому дано».

Художник часто пишет знакомых людей (на выставке представлены портреты жителей Благоварского района, откуда родом сам Лесин; «Туркмен» и портрет друга Хамита Ганеева в деревенской сцене), открывая новые грани их характеров. Естественность и достоверность композиции, живописное мастерство – все подчинено главному: размышлению о сути портретируемого. Конкретные детали, наблюдения сливаются с романтическим отношением к модели.

По мнению Лесина настоящим акварелистом стать не так-то легко как кажется, многие художники считают, что владеют этой техникой на высоком уровне, но часто заблуждаются. В «безобидной» и простой акварели кроются сложности. Василий Николаевич, из своего опыта и наблюдательности, выделяет четыре типа художников-акварелистов: 1) «самоучки», 2) полупрофессионалы, закончившие художественное среднее специальное образование, 3) профессионалы с высшей художественной «корочкой», умеющие владеть акварелью технически правильно, и 4) настоящие акварелисты, которые выработали свой собственный неповторимый почерк, манеру письма. Естественно Василий Николаевич относит себя к четвертому типу.

Листы с прозрачными наслоениями лессировок мастера прекрасны! Когда смотришь на мир акварелей художника, настроение преображается! Лесин создает свои творения по способу тонкого наложения красок, что является сложной техникой, признаком высокого мастерства графика.

Художник любит акварель за ее прозрачность, текучесть и возможность импровизировать. Сложность техники заключается в требовании от автора внутренней собранности, аккуратности, умения быстро и четко организовывать отношения цветовых пятен, сохраняя при этом легкость и прозрачность красок. Поочередно накладывая цветовые слои и лессируя, Василий Николаевич создает «градационную» поверхность из темных или светлых тонов. Контрастные «переклички» вызывают напряжение, заставляют произведение вибрировать и светиться, привлекая внимание зрителя. В картинах «Камни краеугольные», «Созерцание», «Космическое путешествие» художник выделяет центральную часть композиции, создавая яркий образ, интуитивно определяя абстрактные отношения колористики, фактуры и формы. Смелый и яркий цвет в листах «Похищение Европы», «Молодожены», «Музыкант» как будто высвобождает сильные и радостные глубинные чувства автора. В работах Лесина в полной мере находит отражение созидательная энергия графика, заполняющая цветом все окружающее пространство.

Мягкость колорита и поэтичная воздушность метафизичных вещей, как «Из бездны», «Беспредельность», «Сияние дня» воплощают душевный мир автора. Василию Лесину близок творческий путь художников импрессионистов, сюрреалистов и авангардистов, трансформация их видения и мировоззрения, их свобода и глубина. Кстати, у Василия Николаевича есть сын Алексей, который пошел по стопам отца и является успешным художником в Уфе. Работает преимущественно в технике масляной живописи, пишет нефигуративные полотна абстрактного толка, отдавая предпочтения игре цвета. Но объединять художников отца и сына в одной статье будет зря, Лесин-младший достоин отдельной темы, тем более, что отличается от искусства отца кардинально.

На путь служения искусству молодой Василий Лесин встанет в начале 70-х годов. До этого он успеет получить технического образование в Уфимском авиационном институте, после – служба в армии в Челябинске и  возможность посещать изостудию при Челябинском металлургическом заводе, где педагогом станет художник Николай Богомолов. Заброшенный судьбой в Свердловск, он будет учиться у Николая Чеснокова, а уже в Уфе, в Орджоникидзевском районе,  –  у Виктора Позднова.

Относить нашего художника к конкретному стилю, запирать его творчество в какие-то конкретные рамки будет несправедливо, так как его картины в разный период творческого пути написаны с преобладанием различных направлений. Это может быть и модерн, и реализм, почти в чистом виде, и авангард, к которому все чаще обращается художник в последнее время.

Целеустремленность и профессионализм, способность достойно говорить о простых и в то же время серьезных проявлениях человеческой души, а значит, и о вечном – вот, что составляет основу творчества Василия Лесина. Выставка в Уфимской художественной галерее, открывающая новые грани таланта мастера, – лучшее тому подтверждение.

 

                                                                                        Эльвира Попова, искусствовед