В середине апреля в Уфимской художественной галерее открылась 7-ая персональная выставка «К истокам» заслуженного художника РБ, лауреата Республиканской премии Комсомола Башкирии им. Г. Саляма, профессора, декана художественно-графического факультета БГПУ Масалимова Талгата Хасановича.

Время проведения выставки: с 15.04.2013 по 04.05.2013

Время работы: в будние дни с 11:00 до 19:00, в выходные и праздничные дни с 11:00 до 18:00

Выставка призвана показать, как способен художник выразить свою любовь к родине и его жителям через собственные творения. Его произведения помогают горожанину и сельчанину ощутить себя частью великой культуры, испытать гордость за место, в котором он живет, и уважение к себе за причастность к этому месту. От художника во многом зависит, ощущаем мы себя обитателями мегаполисов или жителями деревни, обладающего уникальной историей и созданного трудом многих поколений людей со своими представлениями о прекрасной и достойной человека жизни.

Яркий, самобытный, глубокий и очень востребованный Масалимов – художник разноплановый. Он пробует себя в, графике, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Его картины узнаваемы по особому стилизованному почерку, определенной тематике. Произведения наполнены ностальгией – тоской по родным местам,  запахам, звукам, которые остались в сердце, будят воспоминания и налагают отпечаток на творчество художника.

Несмотря на широкий диапазон увлечений, Масалимов остается глубоко национальным художником. Без преувеличения его  можно назвать певцом неповторимой природы и культуры Башкортостана.

«Очень часто, – признается художник, – во мне просыпается щемящая ностальгия по родным местам, и, оставив городские дела, я отправляюсь в деревню Шатмантамак, где мне знакомы каждый родник, каждый пригорок».

Почти все его  произведения сияют чистотой и яркими свежими красками, вызывая у зрителя жизнеутверждающие эмоции. «Масштабность» письма художника делает значимым каждую горстку земли, кусочек холма. Художник как бы говорит, что в жизни нет неинтересных, малозначимых деталей. В его картинах всегда угадывается башкирская природа с его неповторимым небом, особым воздухом и романтично пребывающей высоко на небосклоне луне.

Картины Масалимова великолепны, благодаря технике плавных линий, мазков. Главный упор в картине мастер делает  на внутреннюю духовную культуру, а не на мелкие детали.         

Масалимов — это художник-универсал. Его идеи очень близки к символизму, он создает уникальный стиль работы различными знаками и символами, отражающими человеческие фантазии.

Люди далекие от искусства видят в работах художника наивность детского творчества. Автор не отрицает, что использует язык условности и изображает нечто отдаленно напоминающее знакомые всем предметы, чтобы передать истинную суть вещей. Главный принцип работы состоит в освобождении подсознания из-под власти разума и сознания. Возможно, именно поэтому примитивные на первый взгляд изображения находят отклик в душах многих людей.

Сам Талгат Хасанович говорит, что когда он рисует, картина сама появляется под его кистью. В итоге некие субстанции становятся знаками птицы или женщины, дерева или колодца. В отличие от полотен других символистов, его картины более жизнерадостны и разнообразны.

Талгат Хасанович опровергает мнение, что художник может быть либо только педагогом, либо художником. Ему прекрасно удается совмещать эти два непростых дела, когда одно другому не мешает, а взаимно дополняет. В преподавании он не только наставник и советчик по темам, но и сам, отчасти, ученик. Как признается: «Каждый педагог учит и учится у своих подопечных, происходит взаимообмен».

И в масле, и в линогравюре, и в войлоке мастер открывает нам свое внутреннее состояние души. Он смог в своих работах собрать все элементы, характерные черты «восточной национальности». Один из искусствоведов охарактеризовал стиль Масалимова как «сказочный модерн». Есть в его работах некая наивность, благодаря которой возник свой метафорический мир, где детские воспоминания органично слились с вымышленными образами сказок, народный юмор смешался с печальной лирикой, а современные образы насытились гротеском. Реальные и фантасмагорические фигуры, разномасштабные предметы, изображенные порой с оптической иллюзорностью, по прихоти автора погружены во вневременное пространство, где не действуют земные силы. Кроме того, художник работает и в русле абстракционизма, увлекая своим виртуозным «импровизаторством» в передаче образов.

Он не прост в общении, но глубок и бесконечен изнутри. Структура живописной палитры его произведений отличается сложностью тональных переходов, смелыми контрастными сопоставлениями; прочно и надежно выстраивается поверхность холста, мера протяженности глубинного пространства картины доводится  порой до физического ощущения событийной реальности. Все это, вместе с эмоциональным импульсом горячего сердца и верности выбранной стилевой коллизии, составляют неповторимый и оригинальный язык произведений зрелого мастера, последовательно приверженного цели эстетического сопереживания явлениям непосредственного окружения. Только тонкий изысканный вкус художника, виртуозно освоенный им живописный приём молниеносного моделирования, а также светлая душа и ясный ум, снискали ему доверие и расположенность многочисленных ценителей как у нас, так и по всей России. Письмо его широкое, свободное и, в равной мере, напряженное и подвижное, отличается редким даром цветового многообразия, абсолютного колористического единства и целостности – несомненные признаки и свидетельства подлинного мастерства.

Он творец и мечтатель, график и колорист, который продлевает короткую жизнь фактуры и контура, продлевает ее многообразием пейзажей, родных мест, органично вводя в картины фигуры людей. Таковы: «Соприкосновение»,  «Праздник», «Из гостей».  Его «Полдень», «Вечные воды» приобретают новые пластические формы выражения. Они держат чистоту цвета и света, и в тоже время, несут условность композиции, структуру картины. Он классичен, современен и прост одновременно. Его творения часто наводят на мысль необычного и трогательного, необходимого зрителю («Тепло в доме»). Искренне, с глубокой чистотой натуры, с огромным интересом к природе, будучи открытым и откровенным человеком, Талгат Хасанович делится этим со зрителем.  Его полотна многообразны по цвету, живые по технике, глубоки по живописным нюансам, разнообразны по контрастам, с открытыми ритмами и динамическим мазком.

В работах Масалимова присутствуют сложность и простота: серия «Степь», «Родник», «Танец». Для него не важно на каком материале он работает, холст, бумага, картон, войлок. Его творческая манера настолько разнообразна, что ведет наше воображение к думам вселенского масштаба.

«Дерево», «Сон» – многоплановы, объемны, захватывают красивым теплым колоритом. В них музыка живописи и природы.

Есть работы темперой на оргалите, которые близки к конструктивизму. У автора есть целая серия, где палитра настолько красива и конкретна, что хочется вместе с автором путешествовать в этом строго геометричном решении композиции. Одновременно, мы ощущаем легкий, мягкий переход холодных тонов к более теплым мазкам, имеется в виду триптих из композиций, заключенных в форму тондо.

Художник наделен даром воплощать мечту в естественное состояние предметов на холсте. Подтверждением этому являются работы: «Гранаты», «Полнолуние».

А сколько доброты и нежности в натюрмортах, в них есть и изысканность, и некая загадочность (натюрморты из графической серии).  

Нельзя не сказать еще об одной черте, присущей Масалимову. Художник в своих картинах резко смягчает динамику вертикальных линий и плоскость контура, приглушая колорит, и делает это гармонично, спокойно, выверено.

Новая выставка Масалимова – результат творческих поисков и размышлений автора об увиденных образах и сюжетах за последние годы.

Особым колоритом отличаются пейзажи художника, спокойные и размеренные, гармоничные и самодостаточные. Несмотря на то, что художник останавливает свой взгляд на, казалось бы, не столь ярких и узнаваемых местах республики, авторские впечатления на холсте характеризуются мягкой трогательностью, особым настроением и пониманием сюжета. Притягательные и манящие, таинственные и фантастичные, ими хочется долго любоваться и рассматривать эти картины.

Искусство художника многогранно, балансирующее достаточно свободно между абстрактным и правдоподобным искусством. Его творчество для авангардистов очень реально, для реалистов – слишком условно. Автор гармоничен сразу в нескольких формах и направлениях изобразительного искусства, что подчеркивает постоянный поиск, выбор и отработку собственного стиля.

Бесспорно, художник не останавливается на пути совершенствования и творческого подъема, поиска своей темы в современном изобразительном искусстве, своего метода и стиля художетсвенного воплощения.

Как мастер декоративной композиции, он обладает способностью четко и ясно строить свои работы. Умение найти мотив, ритмически организовать композицию, делают его произведения не просто запоминающимися и выразительными, но, что не менее важно – «умными».

Удивительная «линеарность», пластичность, текучесть контура – неотъемлемое качество работ Масалимова. Колористическая разработка его произведений изысканна и артистична. Это «музыкальные» фантазии.

Картина «Сон», в которой он запечатлел замок; тихое зеленое уединенное местечко являет собой зеркальную проекцию мира, личную интерпретацию реальности. Несколько лет один и тот же сон снился художнику, где маленький мир был свободен от стереотипов сознания. Это место без границ и пределов, царство свободной души и потаённых желаний изобразил на своем полотне Талгат Масалимов. Мир, в котором он властелин целой вселенной…

Народные мотивы, национальный колорит и много солнца в палитре. Несколько   работ  посвящены еще одному искусству  «Танец».  Серии «Песня», «Акмулла», «Ворота» также о  национальном характере и настроении, которое у всех героев  Масалимова – жизнеутверждающее.

Художник считает, что искусство должно нести истину и нравственную основу, сближать людей разных национальностей, провозглашать доброту, честность и порядочность.

В последние годы, он подходит к работе более обобщенно, философски. В его картинах зрелого периода есть  драматичные фигуры. Обратим внимание на работу «Очистись слезой», где ритм линий передает сложные духовные состояния. Художника всегда интересовал внутренний мир человека.

К его работам нужна свобода, мощь, окрыленность. Он из тех художников, о которых говорят «вневременной». Возьмите Ахмата Лутфуллина, Адию Ситдикову – Талгат Масалимов стоит с ними рядом: такого масштаба этот художник. Он продолжает создавать свое направление в современном искусстве, осмысляя главные философские аспекты жизни, и неудивительно, что тема воды оказалась для него близкой, ведь вода и жизнь – понятия неразделимые. Мы, как известно, из нее состоим; без воды невозможен рост, развитие и обновление. Собственно, вода стала причиной жизни на земле, являясь одной из самых древнейших субстанций. Об этом, открывающие выставку работы Талгата Хасановича, заставляют задуматься, об осознанном отношении к стихии. Тема воды возникает на протяжении всего творчества художника. Он восхищается безграничной гибкостью, податливостью стихии, которая в то же время живет по твердым, непереступимым законам.

Притягательность его полотен порой необъяснима. Жанр Масалимова можно определить как «поэтические стилизованные трансформации». Его картины в своих лучших образцах тонко психологичны. Особенность дарования художника – умение открывать новое в известном.

Самая дорогая тема у мастера на протяжении всего творческого пути – Шатмантамак, родина. И это не случайно. Миякинский район, по разнообразию и богатству природы, уникален. На востоке раскинулись живописные равнины,  на юго-западе – холмы, речки, родники. И всё это предоставляет художнику богатейший материал для его творчества. И степи, и воду мы видим на его картинах. В Башкирии нет моря, но зато есть огромные озера, реки, своеобразные по происхождению и географическому положению, что привлекает внимание художника.   Каждое полотно как бы излучает свет, запахи, краски жизни. Насколько велика гамма человеческих чувств, настроений, настолько неисчерпаема тема настроений в природе.

В живописной серии «Колодец» зашифровывает идею с содержанием в себе глубокого и амбивалентного метафизического подтекста. Городской человек в современном мире вряд ли может вообразить себе значимость чистого колодца для деревенских сообществ в прежние эпохи. В исламе выложенный в квадратной форме колодец является символом рая. Колодец в символической традиции воспринимается в связи со спасением, знанием, истиной и чистотой. Будучи источником питьевой воды, наделяется функцией поддержания жизни. Ислам верит в целебную силу колодцев, и поэтому возникают места паломничества вокруг чудесных источников воды.

Мастер стремится запечатлеть удивительную стихию воды в виде символа и метафоры. Очевидно, что образ воды символизируется у Талгата Масалимова с очищением, которое так необходимо каждому человеку, с безграничной свободой, к которой мы упорно стремимся, с силой от которой зависит сама жизнь. Не каждому художнику дано изобразить водную стихию как великую силу. Талгату Хасановичу это удалось.

В его картинах вода несёт идею целостного восприятия мира. Талгат Хасанович верит в силу родников: «Родник – символ счастья и полноценной жизни. Мы забыли названия рек, озер, родников… Однако мы ещё имеем возможность все изменить. Не все водоемы мы успели засорить и загрязнить. Источники – это наше сокровище, огромный водоносный слой. Мы его мало ценим и плохо оберегаем. Многие родники заилились и обмелели – только мокрое место осталось, часто заваленное мусором. Однако, ничто не мешает поступить нам по примеру наших предков. Во многих культурах отношение к родникам – священное. И это определяется не только наличием или недостатком воды».

В картине «Дерево» он также прибегает к символу, который означает жизнь космоса: рост, распространение, зарождение, возрождение. Дерево – символ абсолютного бытия, т.е. центра мира.

“Степь” – одна из самых поэтичных, фантастических и волшебных серий  Масалимова. Символизм в ней сродни поэзии древних эпосов, которые с помощью простых, обобщенных, но прекрасных образов рассказывают об устройстве и тайнах мироздания. Но это не просто декоративная композиция. Суть картины, ее тайна открывается не сразу. Свойственная Талгату Хасановичу созерцательность придает картинам степного цикла чистое поэтическое звучание, лирически-проникновенное и эпически-торжественное.

Природа наделила Масалимова блестящим живописным даром и неиссякаемой энергией души. Художник стремится обрести язык, который мог бы отобразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души. В результате, его искусство – поэзия, музыка, воплощенная в линиях и в красках…

 

                                                                                                                         Эльвира Попова, искусствовед