raksha

Живописец, график, художник кино.

Юрий Ракша очень любил родину – город Уфу, где он родился в 1937 году. Настоящая выставка – это его духовная встреча с земляками, его предстояние перед уфимскими зрителями, которым он несет свою мудрость, поэзию. Художнику был дан большой талант мыслителя, рисовальщика и живописца. Он стал автором ряда крупных исторических, жанровых, портретных произведений, значительная часть которых находится в коллекции Третьяковской галереи, работы мастера стали также достоянием музеев бывшего Советского Союза и России. В этой экспозиции представлено собрание работ Юрия Михайловича, хранящихся в Башкирском художественном музее им. М.В. Нестерова.

Первые шаги в искусстве Юрий Ракша делал в изостудии дома культуры им. М.И. Калинина в Уфе, которой руководил Г.В. Огородов, затем были годы учебы в специальной школе при художественном институте им В.И. Сурикова в Москве, а в 1957 году он стал студентом ВГИКа. В 1963 году с отличием закончил институт и был приглашен работать на киностудию «Мосфильм». За годы работы здесь стал художником-постановщиком 15 фильмов, среди которых «Дерсу Узала» (реж. Акира Куросава), «Восхождение» (реж. Л.Шепитько). Экспонирующийся портрет «Сотника» (1975) является эскизом к последнему.

Кино, живопись, графика – все это было одновременно, шло рядом и питало друг друга. Зрителю представлены живописные работы Ю. Ракши разных лет, которые раскрывают широту его творческого диапазона, глубину размышлений об истории Отечества и современности.

Программная работа художника – «Автопортрет. Воспоминание о Приморье» (1976), воспроизводящая гармонический мир природы человека. Наполнена вдохновением и неизбывной любви к женщине серия блестящих по мастерству женских портретов. Проникновенный по характеристике «Портрет Мустая Карима» (1972) – один из серии портретов, созданных художником в период общения с поэтом.

Жизнь Юрия Михайловича оборвалась в расцвете творческих сил – 1 сентября 1980 года. В его произведниях живет свет его мыслей и чувств.