trienalВ Уфимской художественной галерее с 12 ноября по 8 декабря 2013 года проводится VII Уральская Триеннале печатной графики в рамках проекта «Ural Print Triennial – 2013».

В этом году в экспозицию вошли более 200 работ художников из 27 стран мира.  В конкурсе принимают участие произведения размером 30 х 30 см, на тему «Человек-Земля-Вселенная» (история представлений человека о планете Земля и ее месте во Вселенной, а также история представлений человечества об устройстве самой Вселенной). Техника исполнения работ различна: ксилография, линогравюра, литография, офорт, акватинта, меццо-тинто, сухая игла, резцовая гравюра на металле, гравюра на пластике. Каждый автор представил на суд авторитетного жюри не менее 2-х сюжетов, которые он создал в период с 2010 по 2013 годы. Все конкурсные работы, попавшие в экспозицию, по окончании программы Триеннале перейдут в Фонд Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова и его филиалов. Победители получили награды в виде статуэтки, медалей, дипломов и денежных премий. Организаторами конкурса выступили: Министерство культуры Республики Башкортостан совместно с региональным отделением Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» РБ, куратор и инициатор проекта – Ирина Николаевна Оськина — искусствовед, заслуженный деятель искусств РБ.

Организаторы проекта надеются, что выставка печатной графики станет заметным культурным событием в художественной жизни города, даст современному зрителю возможность познакомиться подробнее с этим видом изобразительного искусства, привлечет внимание специалистов, станет площадкой для общения художников, коллекционеров и, таким образом, будет содействовать дальнейшему развитию изобразительного искусства в области печатной графики.

                                                                                                                Эльвира Попова, искусствовед

 

Организаторы проекта – Министерство культуры РБ, Региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» РБ, Уфимская художественная галерея. Выставка проводится с 1995 один раз в три года. Первая и вторая Триеннале имели соответственно региональный и российский статус, а с 2001 – международный. Цель конкурса – поддержка и развитие классических техник печатной графики и ознакомление зрителя с современным уровнем печатной графике в мире. В конкурсе участвуют более 200 работ из 27 стран (Аргентина, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Германия, Индонезия, Иран, Италия, Канада, Колумбия, Латвия, Люксембург, Мексика, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Словения, США, Тайланд, Турция, Украина, Финляндия, Черногория, Япония).

В составе жюри конкурса: искусствовед-эксперт и куратор проекта Ирина Оськина (Россия), известные графики, обладатели наград многочисленных международных графических конкурсов Владимир Зуев (Россия), Александр Григорьев (Беларусь), Айрат Терегулов (Россия), Виеслав Халадай (Польша).

В экспозиции Триеннале представлены произведения всех традиционных графических печатных техник: офорт, ксилография, линогравюра, сухая игла, литография и др. Тема конкурса «Человек. Земля. Вселенная» (история представлений человека о возникновении нашей планеты, ее месте во Вселенной, о человеке в космосе и т.п.).

По окончании выставки работы будут переданы в коллекцию современной графики Башкирского государственного художественного музея им.М.В. Нестерова.

Проект 2013 года объединил три экспозиции. Две из них – конкурсная Триеннале и «Мастера графики Башкортостана» проходят в залах Уфимской художественной галереи. Третья «Золото графики» – выставка произведений обладателей гран-при и первой премии «URAL PRINT TRIENNIAL — 2010» Александра Григорьева (Беларусь) и Владимира Зуева (Россия) – в Художественной галерее «АРТ-эксперт» (ул. Мингажева, 102). 

 

ТЕХНИКИ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ

Ксилография (гравюра на дереве)

Обрезная ксилография. Отполированная деревянная доска продольного распила грунтуется, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон обрезаются острыми ножами, дерево между линиями выбирается особым долотом. При печати краска накладывается валиком на выпуклую часть доски, затем кладется лист бумаги и равномерно придавливается – прессом или вручную, изображение с доски переходит на бумагу.

Торцовая ксилография. Доска выпиливается поперек ствола. Дерево (бук, самшит) режут специальным резцом (штихелем), след которого в оттиске дает белую линию. Торцевая ксилография позволяет работать более тонким штрихом.

Гравюра на фанере

Изображение на фанерной пластине вырезается ножом или резцом. Покрывается краской и печатается на бумаге.

Линогравюра (гравюра на линолеуме)

Изображение на линолеуме вырезается резцами, имеющими вид маленьких изогнутых стамесок. Краска накладывается валиком, затем отпечатывается на бумаге.

Гравюра на картоне

В качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности (толщиной не менее 2 мм). Штрихи прорезаются иглой или ножом; тоновые плоскости достигаются разрыхлением поверхности картона различными способами. Получается мягкий оттиск, штрих рваный, нечеткий.

Офорт

На металлической пластине механическим (иглой, резцом) или химическим способом (травление) углубляется рисунок в виде комбинаций линий, точек, пятен. При травлении доска покрывается кислотоупорным лаком, рисунок процарапывается в лаке иглой, обнажая поверхность металла. После погружения доски в кислоту в металле протравливается  рисунок. В углубления этого изображения тампонами вбивается краска, доска покрывается влажной бумагой и прокатывается между валиками печатного станка.

Сухая игла

Изображение процарапывается офортной иглой на металлической доске, без покрытия лаком и травления. При печати краска застревает в царапинах и заусенцах (барбах), затем изображение забивается краской и печатается на бумаге.

Акватинта

Подогретая пластина равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на изображении в оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления покрывают жидким лаком.

Меццо-тинто

Специальным инструментом («качалкой») на металлическую пластину наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон. Рисунок выглаживается и отшлифовывается «гладилкой» (чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, в оттиске эти места оказываются светлыми). Покрывается краской и отпечатывается на бумаге

Литография

Используется способность некоторых пород камня-известняка не принимать на себя краску после протравливания слабой кислотой. Камень сглаживается, полируется или делается шероховатым. Затем наносят рисунок специальным карандашом, пером или кистью, употребляя специальную краску. Камень травится смесью кислоты и гуммиарабика. После травления покрытые рисунком места легко принимают печатающую краску, чистые поверхности камня ее отталкивают. Затем изображение печатается на бумаге.

Чине-колле

На подготовленную в традиционной технике доску поверх рисунка, накладывается другое изображение, сделанное на тонком небольшом кусочке бумаги (чаще всего это вырезанный по контуру дополнительный подцвеченный рисунок). Сверху такой «коллажный» кусок покрывается пастой (клеем). При печати с доски, подготовленной таким образом, на оттиск переходит и «коллаж» из тонкой бумаги (вклеиваясь в основное изображение при давлении).